- При старте на скользкой поверхности первый оборот колес должен быть сделан без пробуксовки . Этого можно добиться , отправляясь « внатяг » , за счет задержки включения сцепления. При этом передние колеса обязательно должны стоять ровно , поскольку даже при малейшем повороте они создают упор и провоцируют пробуксовки . Можно трогаться , многократно осторожно включая сцепление при постоянной минимальной частоте вращения двигателя или одновременно отпуская педали сцепления и газа после того , как мотор раскрутили до средних оборотов .

- Начиная движение на скользкой поверхности , следует учитывать все факторы – особенности конструкции трансмиссии автомобиля ( тип привода ) , состояние и тип шин , наличие тех или иных электронных систем , наклон и рельеф дороги , погодные условия.

- Даже на очень хорошей резине , когда колесо попадает в ямку , не всегда получается сразу сдвинуть с места. В таком случае надо попробовать аккуратно раскачать автомобиль . Для этого нужно включить переднюю или заднюю передачу , выжать сцепление , давая автомобилю возможность откатываться назад , и добавлять газ в тот момент , когда машина скатывается в ямку , словно подталкивая ее . Обороты двигателя при этом должны быть малыми или средними .

- Бессмысленное буксования ни к чему не приведет : вращающиеся колеса растапливают снег и верхний слой льда , и под ними образуется слой воды. В моноприводного машинах без дифференциала , который самоблокирующийся ( а таких большинство) не поможет и второе ведущее колесо – « дифф » выключит его , передавая весь момент на буксующее .

- Во время разгона следует использовать высшие передачи , переходя на них раньше , чем обычно (пока мотор не развил максимальный крутящий момент) , чтобы не допустить передачи на колеса излишней тяги.

- Во крутую гору проще трогаться и подниматься на машинах с полным или задним приводом. Можно даже посадить пассажиров назад , чтобы еще больше увеличить давление на задний мост. Таким образом , ведущие колеса будут сильнее загружены, тогда как на переднеприводных моделях на подъеме ведущие колеса разгружаются и сцепление с дорогой ухудшается. На передньопривидниках для разгона можно « зацепиться» за обочину. Тогда одна сторона автомобиля будет идти по снегу , и сцепление соответствующих колес будет лучше.

- Такой метод , впрочем , подходит для любого типа привода . Но в данном случае делать это надо очень осторожно и на небольшой скорости ( иногда только для начального импульса) , чтобы машину не развернуло. На скользкой дороге следует несколько по – другому воспринимать , казалось бы , стандартные ситуации. Например , при выезде со второстепенной дороги быстрого разгона может не получиться из-за пробуксовки колес (особенно если водитель перегазуе ) . В то же время водитель другой машины просто не в состоянии будет быстро маневрировать на скользкой дороге. Поэтому лучше выезжать , когда вы наверняка никому не мешаете .

- При избыточном тяге как при трогании , так и во время движения переднеприводный автомобиль проявляет склонность к сносу передней оси , заднеприводный – к заносу задних колес , а полноприводный вообще может уползти боком. В гололед надо учитывать рельеф дороги и стараться объезжать места с уклонами , при которых машина может соскользнуть . Заслуживают отдельного внимания машины , в которых крутящий момент с помощью муфты перераспределяется между передними и задними колесами. Вследствие этого авто с плавающим моментом может неожиданно изменить переднеприводные « повадки » на заднеприводные и наоборот.

- В гололед коэффициент сцепления шин с дорогой гораздо меньше , чем на сухом асфальте. При этом снижается интенсивность замедления автомобиля , а тормозной путь существенно увеличивается. Исходя из этого , следует соблюдать большую дистанцию ​​машины , движущейся впереди.

- На дороге с низким коэффициентом сцепления надо начинать движение на повышенных , а замедляться и тормозить – на пониженных передачах. Делать это нужно плавно , с задержкой включения сцепления , чтобы не было резкого броска крутящего момента , способного резко замедлить машину и вызвать ту же реакцию , что и блокировки колес.

- Ни в коем случае нельзя допускать блокировки колес на скользком покрытии , иначе автомобиль потеряет управляемость. Если это произойдет на дуге поворота , машина сохранит прямолинейное движение и не впишется в поворот. Момент блокировки колес почувствовать очень сложно. Поэтому при включенной передаче на переднеприводном автомобиле не оборудованном ABS и / или « автоматом » , на скользком покрытии при заблокированных колесах может заглохнет двигатель. Естественно , сразу отключится гидроусилитель руля ( если есть ) и вакуумный усилитель тормозов .

- Кратковременный выжим и отпускания педали сцепления не всегда дают результат – не исключено , что мотор с наката на льду не запустится. На задне – и полноприводных моделях двигатель тоже может заглохнуть , но вероятность этого меньше , поэтому при торможении следует действовать аналогичным образом – находясь на пониженной передаче , нужно выжать сцепление . При этом надо быть готовым плавно отпустить педаль , передавая момент на крутящие колеса , если вдруг потребуется вытянуть машину газом. Так что запас тяги всегда должен быть .

- В экстренной ситуации для того , чтобы погасить скорость движения , можно попробовать притереться боком к снежного заноса . Главное – помнить , что при выезде на скорости на заснеженное обочину машину может начать разворачивать из-за разницы коэффициентов сцепления правых и левых колес. Маневрировать на льду в стесненных условиях гораздо труднее , чем на асфальте. Машина может скользить по льду при торможении даже на скорости ниже 5 км / ч или при трогании . Поэтому , ставя авто на стоянку , следует соблюдать большую дистанцию ​​и интервал между машинами и другими объектами .

- Паркуясь на льду , лучше перестраховываться и выполнять все действия на очень маленькой скорости. Опрометчиво брошенный у бровки автомобиль на утро может оказаться отгороженным от дороги снежным валом , который нагребе дорожная снегоочистительная техника.

- Не стоит также въезжать в ямки . Если у них стоит вода , то ночью она может замерзнуть , « прихватив » колесо. Лучше не ставить машину на « ручник » : за ночь снег тает на разогретых механизмах , и тормоза могут примерзнуть . По этой же причине во сильно разогретой резиной утром образуется лед.

- Вдоль тротуара на спусках / подъемах лучше ставить машину так , чтобы , уезжая , не приходилось идти под горку .